Отсутствие хладноломкости

Именно поэтому рекомендуется при проектировании элементов, работающих на знакопеременные нагрузки, заранее предугадать число циклов, могущих возникнуть за весь период эксплуатации конструкции, чтобы в зависимости от этого числа условно принимать «предел усталости». Предварительные исследования показали, что паузы в процессе испытания вязких металлов, к числу которых относятся и алюминиевые сплавы, оказывают значительное влияние на увеличение числа циклов до разрушения, достигающее десятков и даже сотен процентов. К этому же выводу приводит успешное применение сплавов как средней, так и высокой прочности в конструкциях мостов, в том числе железнодорожных. Однако ряд исследователей считает, что усталостные явления в алюминиевых строительных конструкциях должны иметь большее значение, чем в стальных, так как амплитуда усилий разных знаков изменяется в более широких пределах в конструкциях с меньшим собственным весом. Во всяком случае в элементах, непосредственно воспринимающих подвижную и регулярную вибрационную нагрузку, от применения алюминиевых сплавов рекомендуется воздерживаться.

Таким образом, по усталостной прочности не выявляется существенных преимуществ одних сплавов перед другими. При отрицательных температурах деформируемые алюминиевые сплавы не обнаруживают склонности к понижению пластичности; их основные механические свойства непрерывно улучшаются с понижением температуры до — 196°С. Хотя степень улучшения этих свойств у разных сплавов различна, важно отметить, что нехладноломкость присуща всем алюминиевым сплавам; даже при сравнительно низких значениях ударной вязкости (0,5-2,0 кг/см2) эти сплавы с успехом применяются в ответственных конструкциях самолетов. Нехладноломкость является следствием своеобразного строения атомной решетки основы сплава — алюминия, а не результатом влияния легирующих компонентов. Поэтому и у новых сплавов следует ожидать сохранения этого свойства, весьма ценного для материала строительных конструкций.

Добавить комментарий