Расположения рояля

При третьем способе расположения рояля тень от сидящего за ним ученика падает на клавиатуру и ноты, в результате чего ухудшаются условия для играющего и для присутствующих на занятиях педагогов, которые не могут следить за техникой исполнения. Кроме того, такая постановка рояля приводит к необходимости увеличения ширины комнаты, а следовательно, и ее площади. Таким образом, наиболее рациональным является первый прием. При условии такого размещения рояля площадь комнаты может быть принята равной 24 м2. Количество комнат, необходимое для занятий по специальности «фортепиано», в музыкальных школах и училищах зависит от числа учащихся, занимающихся по этой специальности, а также от часовой нагрузки, предусмотренной учебными планами. Практика показала, что это число по отношению к общему количеству учащихся составляет (в процентах): в семилетних музыкальных школах – 40, в десятилетних – 35, в музыкальных училищах – 25. В соответствии с принятым процентом определяется необходимое количество комнат. В комнатах для индивидуальных практических занятий на струнных, духовых, народных инструментах, по вокальному пению и дирижированию предусматривается один рояль для аккомпаниатора и пульт для учащегося. Рояль обычно ставится так же, как и в комнате для индивидуальных занятий по специальности «фортепиано». Наиболее правильным является первый прием (освещение клавиатуры слева), так как при таком положении рояля в лучших условиях находится играющий у пульта, особенно при игре стоя. Пульт в этом случае нормально освещается с левой стороны.

Менее удачен второй прием (освещение справа): рояль должен быть отодвинут далеко от окна, так как справа от аккомпаниатора обычно находятся ученик и педагог, который должен следить во время игры за правой рукой играющего. Кроме того, у играющего на смычковом инструменте от руки падает тень на ноты.