В военном строительстве в период Великой Отечественной войны

В военном строительстве в период Великой Отечественной войныПрименение дощатой перекрестной стенки позволяет увеличить высоту балки до 4 м; такая стенка воспринимает сдвигающие усилия между сжатым и растянутым поясами путем двухступенчатой передачи независимо от высоты балки. При этом система восходящих и нисходящих раскосов перекрестной стенки работает не на скалывание, а на сжатие и растяжение. Эффективность подобного использования миогораскосной связи между основными поясами несущих деревянных конструкций была выявлена И. П. Кулибиным еще в 18 веке.

Главной особенностью рассматриваемой дощато-гвоздезой конструкции является использование в ней наиболее доступных в производстве, плотных и вязких в эксплуатации гвоздевых соединений в качестве основного средства сопряжения, поясов со сплошной дощатой перекрестной стенкой. Несмотря на малую несущую способность каждого из гвоздей целесообразное применение их обеспечивает возможность дощато-гвоздевыми деревянными конструкциями этого типа перекрывать большие пролеты и воспринимать большие нагрузки. В военном строительстве в период Великой Отечественной войны дощато-гвоздевые балки были успешно применены в высоководных мостах под тяжелые грузы пролетом до 40 м (и более).

В пространственных покрытиях ангаров и сборочных цехов самолетостроительных заводов дощато-гвоздевыми сводами-оболочками (представляющими собой пространственную разновидность тех же дощато-гвоздевых балок с перекрестной стенкой) были перекрыты пролеты до 100 м. Возможность применения (с требуемой степенью надежности) пол гвоздевых конструкций в сооружениях, подверженных динамической и, в частности, вибрационной нагрузке, была доказана еще до войны. При предельных вибрационных нагрузках разрушение опытных образцов начиналось с излома гвоздей и рабочих болтов (после нескольких миллионов циклов).